Главная
 Палаты Регионов
 03 регион  Республика
 Башкортостан
 04 регион  Республика
 Бурятия
 10 регион  Республика
 Карелия
 16 регион  Республика
 Татарстан
 18 регион  Республика
 Удмуртия
 23 регион  Краснодарский
 Край
 27 регион  Хабаровскй
 Край
 29 регион  Архангельская
 Область
 32 регион
 Брянская
 область
 36 регион  Воронежская
 область
 38 регион  Иркутская
 область
 40 регион  Калужская
 область
 42 регион  Кемеровская
 область
 50 регион  Московская
 область
 51 регион  Мурманская
 область
 53 регион  Новгородская
 область
 54 регион  Новосибирская
 область
 55 регион
 Омская
 область
 58 регион  Пензенская
 область
 63 регион  Самарская
 область
 64 регион  Саратовская
 область
 67 регион  Смоленская
 область
 69 регион  Тверская
 область
 73 регион  Ульяновская
 область
 74 регион  Челябинская
 область
 77 регион
 Москва
 78 регион
 Санкт-Петербург
 Ссылки



Rambler's Top100
 
   
RUSLAWYER

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ - КОМЕНТАРИЙ ЮРИСТА


Появления этого закона корпоративные юристы ждали давно. Однако вряд ли вступление в силу данного нормативного акта станет выдающимся событием, так как в целом, по мнению автора, не защищает в должной мере права обладателей коммерческой тайны. Это не удивительно – законопроект внесен Правительством РФ, общественного обсуждения не проводилось. Отсюда, интересы государственных структур были учтены в гораздо большей степени. О серьезности отношения к проблеме коммерческой тайны свидетельствует и объем закона – в нем всего 16 статей. Вряд ли этого достаточно для полноценной регламентации весьма сложного вопроса…Однако обратимся к содержанию закона «О коммерческой тайне» (ниже-«закон»). Текст исследован по публикации в «Российской газете» от 05 августа 2004г.
Статья 1 определяет цель и сферу действия закона. Наиболее важным здесь представляется разграничение понятий коммерческой и государственной тайны, регулируемой особыми положениями. Статья 5 закона определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. При этом пункты 1-10 части первой данной статьи четко определяют соответствующие виды информации (например, о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), а вот пункт 11 требует особого внимания. Он не позволяет «засекретить» сведения, «обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами». В этой связи стоит отметить положения ст.14 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» (граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них), а также ст. 18 Градостроительного Кодекса РФ (открытость информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях).
Статья 2 Закона определяет систему законодательства о коммерческой тайне. В нее включены Гражданский Кодекс (ГК) РФ, данный закон и «другие федеральные законы».
В ГК РФ понятию коммерческой тайны посвящены статьи 128 и 139. Так статья 128 относит информацию к объектам гражданского права. Статья 139 определяет относимость информации к категории коммерческой тайны. Дефиниции этой нормы получили развитие в ст.3 Закона. В ней дается понятие коммерческой тайны. Это «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». Отсюда, главные критерии отнесения информации к коммерческой тайне - ее конфиденциальность (т.е. недоступность широкому кругу лиц) и возможность получения коммерческой выгоды вследствие обладания такой информацией. Такая информация должна иметь «действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам». К ней не должно быть свободного доступа на законном основании. В отношении нее обладателем такой информации(ниже-«правообладатель») должен быть введен режим коммерческой тайны.
Заметим, что законодатель не признает права приоритета за обладателем коммерческой тайны. В этом усматривается значительное отличие от нормативной регламентации институтов интеллектуальной собственности (изобретения и т.д.). Так, если лицо законным способом получило сведения, составляющие коммерческую тайну иного обладателя, их права защищаются равным образом. Кроме того, не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну – право на отнесение информации к категории коммерческой тайны принадлежит обладателю такой информации (ст.4 Закона).
Сложность нормативной конструкции и неоднозначность толкования ряда терминов (в частности, увеличение доходов при возможных обстоятельствах) дают возможность нарушителям правообладателей оспорить правомерность отнесения информации к разряду коммерческой. И в результате уйти от ответственности. На мой взгляд, следовало бы усилить роль субъективного критерия – мнения правообладателя. Ведь только он один может в полной мере оценить как настоящую, так и потенциальную стоимость своей информации.
Кроме того, для признания своего права на информацию как коммерческую тайну, заинтересованное лицо должно ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (ст.10-12 закона), т.е. принять меры, предусмотренные ч.1 ст.10.
Очень важным представляется содержание ст.11 закона, устанавливающие обязанности работодателя и работника в целях охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. При этом работодатель может требовать возмещения убытков, вызванных разглашением коммерческой тайны, как от работника, так и от лица, прекратившего трудовые отношения. Правда, последние освобождаются от ответственности, если разглашение произошло вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем требования по обеспечению режима коммерческой тайны.
К сожалению, наибольшее внимание в тексте закона привлекают его дефекты.
Основная идея акта - полная беззащитность правообладателя перед государством. Согласно ч.1 ст. 6 Закона, правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну». Учитывая обилие «иных государственных органов» и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, следует предполагать неизбежность злоупотребления положениями этой нормы. Предвидя нежелание коммерсантов покорно следовать требованиям «иных», законодатель предоставил последним требовать предоставления информации в судебном порядке. А непослушным грозит статьей 15, предусматривающей ответственность за непредоставление затребованной информации.
При этом, по буквальному смыслу положений ч.3 ст4, ст.6, ст.7 «иные» органы по сути становятся законными правообладателями (и, соответственно, выгодоприобретателями). Интересно, отчего законодатель прямо не запретил «иным» использовать в своей деятельности полученную информацию? Почему не ограничен срок нахождения материалов, составляющих коммерческую тайну, в «иных» органах?
При детальном изучении положений закона становится ясным – с момента предоставления коммерческой тайны «иным государственным органам» утечка информации неизбежна. Нормы статьи 13 «Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении» носят чисто декларативный характер и не выдерживают критики. В частности, ими не предусмотрены ограничение доступа к информации, персонализация ответственности, особенности хранения носителей информации и т.д. Почему бы не предусмотреть прямую ответственность за охрану конфиденциальности сведений руководителя органа, по требованию которого предоставлена коммерческая тайна? В противном случае усматривается полная безответственность… Заметим, что в силу положений ч.2 ст.13, «иные» органы, получившие информацию, вправе беспрепятственно передавать ее следующим органам… Которым достаточно лишь оформить «мотивированное требование» в свете положений ч. 1 ст.6 закона.
Правда, ч.3 ст.14 закона устанавливает гражданско – правовую ответственность «иных государственных органов» перед правообладателями в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Однако какова цена этой ответственности? Методики определения убытков (особенно – в виде упущенной выгоды) ввиду утраты конфиденциальности в принципе сложны для разработки, в настоящее время вообще отсутствуют. А присутствовавшую ранее в тексте закона статью 17, которая предоставляла правообладателю возможность вместо возмещения убытков потребовать компенсацию в размере от 50 до 50 000 МрОТ , где-то потеряли. Вместе со статьей 17 потерялась и статья 16, которая предоставляла правообладателю дополнительный – административный- способ защиты своих прав.
Часть первая ст.14 закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положений ст.183 Уголовного Кодекса РФ, карающей за «незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», такое деяние может повлечь лишение свободы на срок до десяти лет. Однако, учитывая оспоримость отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли правообладателя представляется маловероятным успешное применение на практике уголовных санкций.

Специально для журнала «Экономика и жизнь» и сайта http://ruslawyer.ru
Адвокат Лапин Д.В.
Мрб. Тел. +7-095-960-88-89

ПОИСК
Запрос информации

Фамилия Адвоката:


НОВОСТИ

Warning: include(cute/show_news.php) [function.include]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/host700436/ruslawyer.ru/htdocs/www/block_r.php on line 28

Warning: include(cute/show_news.php) [function.include]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/host700436/ruslawyer.ru/htdocs/www/block_r.php on line 28

Warning: include(cute/show_news.php) [function.include]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/host700436/ruslawyer.ru/htdocs/www/block_r.php on line 28

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'cute/show_news.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/php/php-5.2/lib/php') in /home/host700436/ruslawyer.ru/htdocs/www/block_r.php on line 28

РЕКЛАМА
Адвокат Лапин Дмитрий Викторович - успешный опыт ведения арбитражных дел.
Возврат экспортного НДС,иные налоговые и таможенные споры, взыскание задолженности, недвижимость - ФРС, участие инофирм, многое другое
Помощь в проведении электротехнической и пожарной экспертизы на высшем уровне. Проведение дел, требующих таких экспертиз. Наши специалисты давали заключения по пожарам на Останкинской телебашне, в колодцах МКС и другим важнейшим ЧП в Москве и регионах.
У Вас особый случай?
LapinLawyer@yandex.ru
тел. 960-88-89
факс 299-88-25


Адвокаты и адвокатские образования, а так же иные заинтересованные лица могут разместить на нашем сайте информацию рекламного характера на платной основе. По всем вопросам обращайтесь по электронной почте



Инн действующих компаний реестр действующих.